Bookmark and Share Супермаркеты: кто кого обманывает?

Автор: Irina | вторник, мая 05, 2009 | , , | 8 коммент. »

В основу этой статьи положена история, рассказанная знакомой, которой довелось поработать старшим кассиром в одном из магазинов известной сети супермаркетов, расположенной в Луганской и Донецкой областях.

Алена попала в супермаркет, когда в нем почти полностью обновлялся состав работников. Уже тогда это показалось подозрительным – почему персонал отправили на улицу, не могут ведь все работники поголовно быть недобросовестными? Первые три недели женщина трудилась без выходных, домой попадала к 23.00. Потом, правда, стала работать по обещанному графику: два дня работаешь, два – отдыхаешь. Вскоре Алена убедилась, что в супермаркете практикуется всеобщий обман. Руководство провоцировало текучку кадров, используя 3 политики:

  1. Политика соковыжималки: работников «выжимают» по максимуму, не вкладывают силы в их обучение, обманывают, пользуясь тем, что новички стесняются «качать права». Потом людей, которым еще и платили меньше, чем обещали, увольняли. Это тот случай, когда руководству выгодна текучка кадров.
  2. Руководство среднего звена обманывает вышестоящее начальство, принимая на работу неопытных специалистов и обогащаясь за их счет. Товар реализован, накладная уничтожена, деньги в кармане, а вину списывают на продавца, оператора, запугивают их, и они молчат.
  3. Политика замораживания кадров применяется к перспективным трудолюбивым сотрудникам, работающим и за себя, и «за того парня». Таких людей подавляют, забрасывают работой, тут уж не до карьерного роста.
Как старший кассир, Алена выдавала работникам супермаркета зарплату. Правило было установлено такое: продавцы получали часть зарплаты, а в придачу к ней – список просроченной на их отделе продукции. Только выкупив «просрочку» люди получали остаток зарплаты. Просроченными продуктами работники обменивались друг с другом – не нести же домой 6 кг несвежей колбасы или 50 пачек жевательной резинки.

Кассиров в супермаркете было недостаточно. У касс толпились покупатели, впрочем, так было легче их обсчитывать (об этом – далее). Кассирам некогда было пообедать и выскочить в туалет. Обиженные кассиры не оставались в долгу – «накручивали» деньги с кассы. К примеру, кассиры, делая покупки, предоставляли чек с пометкой «оплачено». Нужно домой мясо – дождалась, когда кто-то его купит и не «пробиваешь» в чеке: «Извините, забыла, давайте вторым чеком выбью». Сзади очередь ропщет, человек спешит, чеки не все берут – оставляют на прилавке. По таким чекам и отоваривались находчивые кассиры, а потом продавцы и охрана выплачивали недостачу.

На охранниках в супермаркете экономили, камеры наблюдения стояли не везде. Чем платить зарплату еще одному охраннику или потратиться на камеры наблюдения, выгоднее заставить охранника заплатить за украденные покупателями товары. Однажды взбунтовалась и уволилась вся смена охранников из-за того, что у них из зарплаты вычли стоимость исчезнувших товаров. А кто ворует? Все кражи приписывают покупателям.

Потом в супермаркете провели плановое сокращение, так объяснили увольняемым. Их убедили написать заявление, поставив дату на две недели раньше, сказали, что это требование руководства. Приказа, который должен издаваться за 2 месяца до сокращения, конечно же, не было. Увольняли моментально по соглашению сторон. Позже бывшие работники супермаркета поняли, почему их увольняли задним числом – чтобы не выплатить зарплату за 2 недели. Кстати, зарплату в супермаркете начисляли минимальную, остальное платили с рук. Со всеми штрафами и выкупом «просрочки» оставалось не много. Не удивительно, что работники супермаркетов обманывают покупателей. Как? Об этом Алена тоже нам рассказала.

«Просрочку» маскируют под «свежачок»
  • Заплесневевшую и склизкую колбасу отмывают в горячей воде, смазывают растительным маслом – и колбаска вновь красивая и ароматная, если цитировать Алену, это звучит так: «Берут колбаску, поросшую мохом, и давай её мочалкой в горячей воде „фестивалить“…». Морепродукты «обновляют» в холодной воде, соленую рыбу – в холодной соленой воде.
  • Товар не первой свежести перефасовывают и меняют срок годности на упаковке. Так, «старые» нарезку или куски колбасы, сыра помещают в свежую пленку, наклеивают ярлычок с новой датой упаковки.
  • Продукты питания, срок годности которых заканчивается или истек, используются при приготовлении супермаркетом блюд на продажу: мясо с душком идет в салаты и котлеты. Просроченных кур превращают в румяных курочек гриль и могут неоднократно подогревать, пока их не купят.
  • Просроченные продукты (печенье, конфеты, крупы и т.д.) перемешиваются со свежими.
  • Залежалый товар кладут поближе к покупателю, за ним – более свежий. Очень часто такой прием используют в мясном, молочном, хлебном отделах. В поисках мягкой булочки приходится вести раскопки.
  • Стирают, смывают с упаковки информацию о сроке годности товара и проставляют новую. Например, точечную набивку удаляют ватной палочкой, смоченной в ацетоне, и черной гелевой ручкой проставляют новые даты. Вообще, дата изготовления и срок хранения не должны стираться – это минус производителю.
Махинации с ценниками и чеками
  • Указанная на полке под товаром цена при расчете оказывается больше. Когда покупатель предъявляет претензии, ему говорят, что была переоценка, но ценники, пардон, поменять не успели.
  • На ценниках крупными цифрами написана цена товара без НДС, а настоящая стоимость ниже мелким шрифтом.
  • Ценники на группу однотипных товаров размещены так, что не понятно, к какому продукту относится тот или иной ценник. Реальная стоимость становится известна только на кассе.
  • Кассирам легче всего обмануть покупателей, которые закупают много продуктов, что сопровождается длиннющим чеком. Внушительный чек дольше проверять, очередь торопит. Самая распространенная жалоба на кассиров супермаркетов – «пробили» товары, которые человек вообще не покупал или вместо 1-2 купленных продуктов добавили в чек несколько. Например, вы купили 3 упаковки сока, а вам посчитали стоимость 5.
  • Кассир не обнуляет счет предыдущего покупателя, особенно, если тот купил товара на небольшую сумму и приплюсовывает чужие покупки к вашим. На мониторе кассового аппарата перед подсчетом суммы вашей покупки должен высвечиваться ноль.
  • При покупке недорогой плодовоовощной продукции «пробивают» более дорогие фрукты или овощи, – можете купить морковь по цене ананаса.
Платим за воду и упаковку
  • Свежемороженые продукты умышленно замораживают до обледенения и только потом фасуют. В итоге покупатели часть денег отдают за обычную воду.
  • Многие продукты питания взвешивают вместе с пластиковым или пенопластовым контейнером, целлофаном, пленкой. А ведь при покупке дорогостоящих продуктов даже десяток «лишних» граммов выливается в гривну.
  • Овощи и фрукты при хранении теряют вес, поэтому такой товар в супермаркетах часто расфасовывают сразу после получения. Магазин перекладывает свои убытки на покупателей, так как, например, упаковка бананов с наклейкой «1 кг» через неделю может весить лишь 900 г.
Советы, которые помогут избежать приобретения явно некачественного товара (с сайта www.aferizm.ru)

Рыба в вакуумной упаковке. Упаковка не должна пропускать воздух. Выделившийся сок – первый признак «умирающего» продукта. Мясо у качественной рыбы упругое, сухое, если нажать на нее через полиэтилен, упаковка быстро выпрямится, следов не останется.

Мюсли. Лучше брать прозрачную упаковку. Встряхните и посмотрите, нет ли слипшихся зерен, комков. Есть? Значит, мюсли начали плесневеть.

Колбаса. Приглядываться лучше к этикетке: не расплываются ли буквы и не виднеется ли под ней другая наклейка – это признаки колбасного «долгожителя». Слишком яркий, неестественно красный цвет колбасы говорит о том, что она перенасыщена нитритом натрия. А подтеки воды на разрезе – о превышении массовой доли влаги.

Сыр. Если у него срезана корка, появились белые точки – это однозначно залежалый товар. На твердых не должно быть никаких пятен или плесневелостей!

Фарш. Если повреждена упаковка или, наоборот, фарш упакован чересчур плотно, чтобы не пробивался запах (явный признак испорченного мяса), покупать не стоит.

Правила похода в супермаркет (по материалам сайта www.aferizm.ru)
  • Перед посещением супермаркета составьте список необходимых товаров, добавьте в него покупку «для души», на которую отведите конкретную сумму.
  • Перед тем, как подойти к кассе, хотя бы приблизительно посчитайте стоимость выбранного товара. Ведь чек вам дают после расчета, и кассир сразу начинает считать покупки следующего покупателя. Этот момент даже чисто психологически не самый удачный для выявления обмана. Наилучший момент для предъявления претензий – когда кассир называет стоимость товаров, которая отличается от предварительных подсчетов. И не спешите платить деньги. В худшем случае вы можете просто отказаться от товара, оставить его на кассе и покинуть магазин.
  • Не забывайте внимательно смотреть на монитор кассы (если нет монитора покупателя, то и монитор продавца, обычно, прекрасно виден покупателю) или хотя бы делайте вид, что внимательно смотрите.
  • Даже если вам уже выбили чек, а общая сумма начинает казаться несколько завышенной, не отходя со своей тележкой далеко от кассы, начните перечитывать чек и сверять с тем, что лежит перед вами. При появлении сомнений требуйте сравнения с ценником.
  • Всегда берите чек, даже если нет возможности сразу его проверить. В любом случае сохраняйте чек до выхода из магазина.
Как отстоять свои права (по материалам сайта www.aferizm.ru)

Несмотря на неплохую оборачиваемость, продукты в супермаркетах залеживаются. Особенно внимательными нужно быть при покупке фасованных мясных и рыбных изделий, замороженных продуктов.

Если дома вы обнаружили, что купленный в супермаркете продукт не свежий, идите в магазин вместе с кассовым чеком и требуйте замены продукта или возврата денег. Естественно, надкушенную колбасу или открытую консервную банку администрация магазина забирать не захочет, но вот «железный» аргумент: а как, не попробовав продукт, вы могли узнать, что он некачественный?

Помните, следить за тем, когда истекает срок годности продуктов – обязанность продавца, а не покупателя.

Сохраняйте кассовый чек, пока не используете все купленные продукты, так как в чеке указаны день и время их приобретения.

Если в магазине отказываются принимать просроченный и (или) недоброкачественный товар и возвращать деньги вы можете обратиться в СЭС, управление потребительского рынка и связи горсовета, организацию по защите прав потребителей.

Ирина БРАЖКО

8 коммент.

  1. Анонимный // 1 июля 2009 г. в 08:43  

    Почему же деятельностью супермаркетов никто из контролирующих органов не интерисуется? Или они хорошо накормлены? Или владельцы супермаркетов, как наши депутаты имеют статус неприкосновенности?
    Зарплату у нас многим в городе не платят-это стахановская практика, работать по-стахановски, это значит почти даром. Когда посадят хотя-бы одного владельца, все будет нормально.Нужен пример!

  2. Анонимный // 19 июля 2009 г. в 17:50  

    Нужен другой пример. Пример казни работниками своего рабовладельца. Желательно с предварительным потрошением у него на глазах его жены и детей.

  3. Анонимный // 14 августа 2009 г. в 16:19  

    Работал в супермаркете кидалы гандоны они зарплату невсю плотят далбоебы

  4. Надя // 16 марта 2010 г. в 19:53  

    Супермаркеты говно!

  5. Анонимный // 13 апреля 2010 г. в 21:29  

    Информация такая всё равно полезая.
    Для работников. Я работаю в Полушке =)Верней работая там 2 недели.
    Спасибо автору!!!

  6. Diablo // 6 мая 2010 г. в 05:21  

    В супермаркетах не трудно отравиться.

  7. Марина // 11 августа 2010 г. в 11:19  

    Это возмутительно! Я сама работала пару дней в супермаркете. Самое ужасное что они набирают тупых сотрудников и заставляют обманывать покупателей! Однажды к нам зашла малолетка с выпитой наполовину колой, так ее 2 амбала заставили заплатить за ее собственную колу! Если бы с колой зашел здоровый мужик, никто бы и не пикнул!

  8. Ника // 24 сентября 2011 г. в 23:17  

    Я вам советую проверять дату годности каждого продукта. Частенько нахожу просрочку прямо перед продавцом, а он еще и делает вид, что ничего не понимает.