Bookmark and Share А.П. Левченко: Почему в моей стране кризис?

Автор: Irina | вторник, марта 17, 2009 | , , | 0 коммент. »

Слово «кризис» не сходит со страниц газет, и «Собеседник» не исключение. Для обсуждения темы кризиса мы пригласили А.П. Левченко, директора стахановской фотофирмы «Саша». Александр Петрович относится к числу тех предпринимателей, которые стояли у истоков развития отечественного бизнеса. Успешный бизнесмен, человек с разносторонними интересами, — именно он был первым гостем рубрики «Трибуна предпринимателя». Я задала А.П. Левченко несколько вопросов.

— Александр Петрович, какую версию о причинах мирового кризиса вы считаете наиболее правдоподобной?
— Отрицаю версию об изживающем себя капитализме, он никогда не рухнет, в отличие от социалистического строя, который был в СССР. Кризис спровоцирован определенной группой людей, начавших создавать долларовую финансовую пирамиду еще в 20-е годы прошлого столетия. Я имею в виду 12 федеральных резервных банков, которые входят в состав Федеральной резервной системы США. Эти банки и печатают доллары, они нашли свой Клондайк и никогда не прогорят. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы не исключен очередной военный конфликт, пользуясь которым американцы напечатают большую сумму денег. Вспомним войну в Ираке — предлог для установления контроля над нефтяными запасами страны. 12 американских банков, имеющих право печатать деньги, целенаправленно и планомерно добились того, что мировой ценностью и мерилом человеческого труда стал доллар. Американская валюта приобрела статус общемировой. Говорят, что в мире переизбыток долларов, почему их тогда не хватает в Украине и они такие дорогие? 12 банков обманули весь мир.

— Кто вам ближе из политиков?
— Политики думают о своих личных целях, о народе никто не думает. Я не поддерживаю нынешнюю политику, бедлам, который творится в парламенте. Грузины говорят: «У тебя машина есть? Есть. И у меня есть, давай Вано машину купим». А у нас говорят так: «Иван, ты сидел? И я сидел! Давай Петра посадим». Если и дальше так пойдет, у каждой политической силы будет своя волость, княжество и т.п. Разделяй и властвуй — к этому ведет украинская политика. Бардак в стране будет продолжаться пока не придут к власти сильные люди, как в России. Мне симпатичны президент и премьер-министр России. В Украине наиболее перспективным из политиков считаю Николая Азарова.

Порядка в нашей стране не будет, пока каждый украинец, в том числе и Президент, не начнет думать: «Это мой дом, моя улица, мой город, моя страна, и моя гривня должна иметь превосходство в моей стране, мне не нужны доллары и НАТО».
Всем согражданам рекомендую прочесть Конституцию Украины, для меня она стала настольной книгой. Поражает социальная несправедливость, царящая в обществе. Почему директор фирмы ездит на «Лексусе», а рабочий, который зарабатывает ему деньги, ездит на маршрутке? Человек имеет право на труд. Определите труд Президента, премьер-министра, врача, рабочего, вплоть до уборщицы. Почему уборщица должна мыть пол за копейки? Страна стала жить хуже, почему у депутатов, министров, Президента зарплаты остались прежними? Если любой работник плохо выполнит свою работу, начальник должен его наказать. У Президента есть начальник — народ.

Народ его избрал, Президент — слуга народа. Как слуга может быть неприкосновенным? Я этого не понимаю. Законы тоже должны служить людям. Принимается новый закон — депутат обязан приехать к избирателям в свой округ и рассказать, что даст им каждая строчка этого закона.

Сейчас тяжело руководить городом. Если государство недодает денег, где их возьмет мэр? Мне это напоминает ситуацию: муж приходит с работы и говорит жене: «Я тебе принес 50 гривень, приготовь мне люля-кебаб. Жена отвечает: «Ты что, милый, мне на люля-кебаб нужно 80 грн.» Муж: «А остальные, где хочешь, там и возьми». Вот так поступают и с мэрами.

— Сейчас много говорят о поддержке предпринимателей, ощущаете ли вы ее, в чем это выражается?
— В период кризиса государство пытается опираться на представителей бизнеса, в свою очередь оно должно поддерживать предпринимателей, а не драть с них три шкуры в виде налогов и штрафов.
Заниматься предпринимательством в Украине не настолько выгодно, как может показаться человеку несведущему. Простой пример: живет человек в селе, держит корову или двух, пасет их на полях, налог не платит. Как только человек откроет ферму, он должен будет купить лицензию, всевозможные справки и т.п. и т.д. Разве это право на труд? Это называется «купи себе работу». Почему ни один госслужащий не покупает себе лицензию, справки, разрешения?

Банки не оказывают предпринимателям помощь в развитии бизнеса. Я не знаю ни один банк, способный поддержать предпринимателя, его предприятие. У нас банки — ростовщики, конторы, которые выдают деньги под залог имущества. Нет банков по развитию предприятий, сельского хозяйства, жилищного строительства. Банк должен участвовать в развитии какой-то отрасли. Средства банки используют, как им заблагорассудится. В банках деньги должны храниться и только с моего согласия, как клиента, они должны пускаться в оборот.

Наживаются на предпринимателях монополисты-энергетики. В бизнесе действует правило — купил больше — получи скидку. Только не у энергетиков. Как мы платим за газ и электроэнергию? Для того, кто потребляет 2500 тыс. кубов в год, цена газа 48 коп. за кубометр, для того, кто потребляет больше 2500 кубов — цена 78 коп. Так и с электроэнергией — потребил больше, чем заказал, — платишь штраф. Нас обманывают, а мы не сопротивляемся.

— Какой кризис более жесткий — 90-х годов или сегодняшний?
— Этот кризис будет сильнее. В 90-е годы рушилась государственная структура, социалистический устой. А сейчас мы не знаем, каким образом выйдем из кризиса. Какой зуб болит сильнее — который болит сейчас, или который болел раньше? Конечно, тот, который болит сейчас. Так и сегодняшний кризис воспринимается острее, тяжелее. В 90-е у людей не было таких кредитов, которые из-за потери работы не с чего выплачивать. Я тоже взял кредит, по причине кризиса и с согласия заемщика он был «растянут» на больший срок. Тогда я не слышал, чтобы кто—то повесился или убил кредитора потому, что не в состоянии отдать деньги. Все понимают, что произошел обвал, кредиты должны реструктуризироваться. Людям, работающим в банке, нужно понимать, что их ждет. Если банк отнимет у должника машину, за сколько он сможет ее продать — за копейки? И будет в убытке. Нужно переждать кризисное время.

— Насколько сильно повлиял кризис на работу вашей фотофирмы? Какие меры принимаете для нейтрализации негативных последствий?
— Все жалуются: кризис во всех странах, все в нем погрязли. Меня не интересует, почему в других странах кризис. Почему в моей стране кризис? В мире долларовый кризис. Гривневый есть кризис? Гривни у каждого предпринимателя на руках, они не могут обменять их на доллары, потому что при такой дороговизне не смогут закупить товар. В молодости со мной произошла история, которая заставила меня усвоить: когда я что-то делаю, я знаю, что буду за это отвечать. В армии мы с ребятами в новогоднюю ночь выпили и попались. Прапорщик вызвал меня и спрашивает:
— Левченко, почему ты напился?
— Так все ж пили!
— Меня не интересует, что все пили. Ты зачем напился?
В Украине кризис? Приглашайте сюда поляков, французов, американцев, платите им по 400 долларов в месяц и пусть они сделают дороги, построят жилье. Не хотят они к нам ехать? Платите украинским рабочим по 400 долларов, и они будут работать. В Украине все считается в долларах. Я не понимаю, как каменщик, строящий дом Америке, получает тысячи долларов, а у нас — гривни. Почему такая разница в оплате труда? Дальнобойщик, перевезя груз из Германии в Испанию, получит 5—6 тыс. долл. за месяц, а у нас, проехав на такой же точно машине, с такой же грузоподъемностью, с таким же грузом из Киева в Москву получит 4—5 тыс. грн.

Вообще, каждый должен получать по труду. Хрестоматийный пример: у Л.И. Брежнева зарплата была 1500 руб., у токаря, фрезеровщика, шахтера — в пределах 300—500 руб. Так бы и у наших депутатов, министров. А все остальное — дача, квартира, автомобиль — государственное. Хочешь иметь свой дом — дополнительно занимайся бизнесом и с этих доходов покупай.
Все люди должны быть в одних условиях, равны в своих правах. Человечество придумало для себя удобную формулировку: я начальник, ты дурак. Я тоже начальник, но никогда не ставлю себя на предприятии выше сотрудников. В этот кризис я не снижал зарплату работникам и не собираюсь ее снижать.

— Ваши советы коллегам-предпринимателям и всем нашим читателям: как легче пережить кризис?
— Прежде всего — терпеть. Не терять человеческие отношения ни в семье, ни на работе. Деньги сейчас имеют большое значение, но не настолько важное, чтобы ссориться с людьми, портить отношения, терять дружбу. Дружбу купить нельзя, друг должен быть один на всю жизнь. Коллег—предпринимателей призываю не завышать цены.

Что ни говорите, но мы стали жить намного лучше — к рынку не подъехать на машине, некуда ее поставить — все на машинах. Куда деваются налоги? На зарплату чиновничеству: живут, как дворяне и помещики за счет рабочего человека и предпринимателя.
В Украине не будет порядка до тех пор, пока в управлении государством будет, как в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».

Не любим мы свою страну, хотя она не хуже любой другой. Обидно за наш город — единственный город в мире, названный именем рабочего человека — Алексея Стаханова. Неужели мы не можем придумать что-то такое в городе, чтобы весь мир ахнул. Можно придумать, только никто не хочет этим заниматься. Вы видели, читали программу перспективного развития города? Нет…

Беседовала Ирина БРАЖКО