Посетительницу блога Елену Ермолову из г. Одессы, маму мальчика Сашеньки, привлекли заметки об отлучении. Завязалась переписка, мы подружились. Лена начала заранее обдумывать, как же пройдёт отлучение её сыночка. Искала материалы по этой теме. И вот отлучение состоялось. На основе электронных писем Лены (2008 год) мы с ней решили составить «Дневник отлучения». Откровенные заметки Лены помогут многим мамам. Итак...

«Дневник отлучения»

22 января. Ира, ознакомилась с твоим опытом длительного грудного вскармливания. Кстати, отлучение у тебя тоже было длительным! Продолжать кормить еще год меня очень пугает. Доктор Комаровский пишет, что мама, которая кормила грудью год, выполнила свой долг на 100%. Летом отлучать нельзя, а осенью думаю отдать сына в детский сад, работать надо. Остается только весной. Может быть лучше резко перестать давать грудь и потерпеть неделю капризы малыша, чем растягивать удовольствие на месяцы? Но меня это страшит и жалко малыша. Если мне грудное вскармливание стало доставлять дискомфорт из-за кусания груди и кручения сосков, то, наверное, сыну не на пользу мои отрицательные эмоции.

25 февраля. Я кормлю грудью до сих пор. Саше 1 год и 9 месяцев. Хочу отлучать, но пока страшно, так как сын очень привязан к груди и уменьшать число кормлений не получается. Кусание груди мы пережили. Я ставила кусаку в кроватку и говорила: «Раз кусаешь, сисю не получишь!». Саша, конечно, плакал. Я терпела минут пять, а потом вновь давала грудь. Если опять кусался, снова ставила в кроватку. После нескольких таких "наказаний", малыш наконец понял, что кусать себе дороже. Сейчас не кусается, но вот отучить крутить и тянуть второй сосок не получается. Если я его руку забираю, то он хватает мою, зажимает у себя между ног, а сам продолжает крутить сосок. И так постоянно, да еще злится и кричит.

26 февраля. Грудное вскармливание — до какого возраста? Сегодня в одном журнале прочитала интересную заметку: "В возрасте 1,5-2 лет малыш может неожиданно вернуться к прежнему усиленному питанию маминым молочком, как во время новорожденности. И вот почему: в этот промежуток кроха сталкивается с новыми ситуациями, требующими особой моральной поддержки. Именно грудное вскармливание успокаивает ребёночка, дает силы для освоения всего незнакомого и загадочного". Так что — бросать кормить грудью вообще не надо? Ведь новые ситуации, незнакомое и загадочное будут еще очень долго. Саша в последнее время чаще чем раньше требует грудь. Приходит с прогулки с дедушкой, видит меня и первым делом заявляет: "Вот и сися!". Просит перед сном, после сна, ночью и между делом тоже. Сейчас у Сашеньки конъюктивит и насморк. Конечно, бросать кормить грудью нельзя.

2 марта. Я продолжаю кормить. Мы все по очереди переболели ОРЗ. У Саши был только конъюктивит. Поэтому ещё не приступала к отлучению. Он прикладывается все так же часто. До лета всё равно надо отлучать.

4 марта. Волнует, что давать Сашеньке пить, когда я буду отлучать его от груди. Коровье молоко он ни в какую не пьёт, а соков много нельзя.

5 марта. Саше сегодня вызывала педиатра, теперь лечимся, не гуляем пока. Сын заболел ОРЗ, так что отлучение опять откладывается! На счёт питья Саша очень привередливый, наверное потому, что всё время пьет моё молоко. Раньше пил только ромашковый чай из бутылочки, а теперь только сок из поильника. Компоты никакие не хочет. Чай только из моей чашки интересно. Ряженку я ему вечером половину стаканчика даю, чередую ложечку ужина, ложечку ряженки. Пьёт ещё детскую бутилированную воду. Может, когда отлучу, станет менее переборчивым. Вчера соседка (врач — детский гастроэнтеролог) сказала о длительном грудном вскармливании, что дети, стремясь подольше оставаться "грудничками" психологически замедляются в развитии. Как ты к этому относишься?

15 марта. Я начала отлучать от груди. Постепенно. Даю грудь только перед сном — дневным и ночным. Саша просит, канючит, пытаюсь отвлекать чем-то. А через недельку-две попытаюсь укладывать без груди. Пожелай мне стойкости!

17 марта. Вчера на вопрос мужа, когда отлучу от груди, уверенно сказала: "С понедельника". Но сегодня не выдержала: и ночью кормила, и утром. Завтра нам уже 1 год и 10 месяцев.

20 марта. Тяжеловато отлучать, приходится всё время отвлекать Сашулю чем-то от груди, а то он часто её просит. Даже чаще обычного. Помогают занимать малыша старшая дочь и муж.

24 марта. С рождения Сашуня спит со мной. Я и не представляю, как его приучать одного спать. Пока отлучаю от груди. Нужно запастись терпением. Даю грудь только перед сном и ночью.

27 марта. Саша сегодня утром проснулся (я еще сонная была), накинулся на грудь, даже в туалет не хотел отпустить. В знак протеста против сокращения прикладываний стал везде писять. Пока я разговаривала по телефону, сбросил на пол журнал и записял его. Положила на батарею сушиться. Засыпать днем стал плохо. Лежу с ним по часу-полтора. Он пососёт, потом побежит куда-то, начнет с собакой играть или игрушку найдет. Потом опять полежит, пососёт. Засыпает только к половине третьего (а начинаю укладывать в час, половину второго). Может купить Саше успокаивающий чай для малышей?

28 марта. Надеюсь, что Саша скоро повзрослеет. Мне его жалко до слёз, когда грудь просит, но отлучать всё равно надо. Тем более, что вчера мне рассказали "страшилку". Одну девочку до 5 лет кормят грудью и отлучить не могут. Уже оставляли у родственников на неделю, не помогло. Может быть чем дольше кормишь, тем сложнее отлучать? Сами дети, наверное, никогда не перестанут просить грудь. Только младенцы отказываются от груди под влиянием бутылочки, пустышки.

29 марта. Саша так и отказывается пить коровье молоко. Кашу манную на молоке варю, добавляю в неё морковный сок и ванильный сахар, получается "розовая" каша. Остальные каши использую детские быстрого приготовления. Для отвлечения Саши от груди подарочков ему купила. Альбом, карандаши, пазлы. Игрушек у него много, я уже не знаю что ему покупать. Не представляю, как Сашу уложить спать без груди, особенно днём.

31 марта. Сегодня была трудная ночь. Может переломная? Саша, наверное, из-за того, что грудь получает реже, стал просто набрасываться на неё. То ли зубами задевает, то ли просто натер, но к соскам невозможно прикоснуться. В 4 часа утра опять пытался присосаться, я уже не выдержала — к соскам приложила облепиховое масло, одела бюстгальтер. Саша кричал: "Мама, сися!" Я его уговаривала как могла, обнимала, целовала. После часового концерта уснул. Утром все повторилось. Предлагала воду из поильника — отталкивает. Предлагала пустышку — бросает на пол. Придётся терпеть, пока не отвыкнет от груди. Сегодня тринадцатые сутки «эксперимента» по отлучению. Днём впервые уложила сына спать без груди. Сначала рассказала сказку, спела пару колыбельных, потом притворилась спящей. Он бегал, играл сам, потом лёг возле меня, повозился и заснул. Ура!

1 апреля. Саша, по-моему, отвыкает от груди. Хотя иногда просит, трогает, но не настаивает, когда я ему объясняю, что у мамы там болит. Он не плачет. Я им просто горжусь. Засыпал днем сегодня дольше. Уснул в 15,15 (начала укладывать в 13,30). Трогал грудь, даже целовал через халат, но ничего не помогло — я была непреклонна. Молодец, что не плачет. Мой сын — настоящий мужчина!

3 апреля. Саша сегодня ночью спал не просыпаясь до 8 часов утра. Грудь почти не вспоминает. Только, если увидит меня в ночной рубашке или когда переодеваюсь. Стараюсь ему не напоминать. Правда, утром сонный залез мне за пазуху и потрогал грудь, так и уснул дальше. Вечером иногда прижимается головой к груди, но сосать не просит. Во время сна Саша иногда делает сосательные движения, наверное, ему снится, что сосёт грудь. Грудь у меня уже не болит, только если надавливать на неё. Всё, отлучение состоялось! Ура! А я так этого боялась.

В своих письмах Лена систематически рассказывала, как отлучает сына от груди, о сопутствующих проблемах и переживаниях. Сашенька из тех малышей, которые очень привязаны к маминой груди. Отлучать таких деток сложнее. У Лены с сыном всё получилось! Получится и у вас, ведь вы с малышом так любите друг друга и поддержите в нелёгкий для вас обоих период отлучения.

Ещё об отлучении читайте в заметках:
  1. Мой опыт отлучения ребёнка от груди
  2. 3 месяца без маминой груди. Что изменилось?
  3. Адаптационный период после отлучения от груди
  4. Четыре истории отлучения