«Это война. Война против водителей!», – так начиналось письмо одного из наших читателей, водителя с 30-летним стажем. И в этом его мнение сходится с мнением многих других опытных водителей.
Водители – спонсоры бюджета
Судя по событиям, происходящим сегодня на автодорогах, складывается впечатление, что целью введения новых штрафов, фотофиксации нарушений и использования авторадаров «Визир» было не снижение аварийности на дорогах, декларируемое МВД Украины, а создание узаконенного источника пополнения бюджета за счет водителей. Схема: приняли закон – закупили устройства – установили – потекли сотни тысяч гривень. Работает! Цель достигнута. Снижение аварийности? Повышение безопасности? Не смешите... А как же статистика, спросите вы? Ответим: аварий стало меньше за счет меньшего количества машин в зимние месяцы – стали реже ездить, а то и вовсе «законсервировали» на зиму авто. Работники АЗС констатируют, что реализация топлива на автозаправках уменьшилась почти в 2 раза.
В арсенале гаишников, стоящих с жезлами на дорогах, есть множество ухищрений – о них прекрасно знают все водители:
- скрытая съемка на любительскую видеокамеру, производимая из частного автомобиля (что они снимают не понятно: боевик, комедию или фантастику?). Мы не случайно иронизируем: при судебных разбирательствах, как утверждают юристы, это видео не имеет ни малейшей юридической силы;
- организация «постов» на дороге в тех местах, где невозможно проехать, не нарушая ПДД, по причине отвратительного состояния дороги. А блюстители закона вместо того, чтобы предупредить об аварийном участке и не допустить аварии – стоят и «стригут» гривни, составляя протоколы и заранее зная, что в этом месте обязательно будут нарушения. Куда же девается их основная функция – следить за порядком на дорогах и оказывать помощь участникам дорожного движения?
Имеют ли право останавливать во время движения?
Возмущение водителей вызывает ситуация, когда автомобиль, движущийся по дороге, останавливает сотрудник Госавтоинспекции. Но все на законных основаниях: с ноября 2006 г. действует приказ МВД Украины № 1111, утвердивший Инструкцию о деятельности подразделений патрульно-постовой службы Госавтоинспекции, в ней определены 11 оснований, по которым гаишник может остановить транспортное средство. Список столь обширен, что может оправдать любую остановку транспортного средства.
Причины, по которым транспортное средство могут остановить сотрудники ГАИ:
- нарушение правил дорожного движения;
- характер движения транспортного средства вызывает сомнения в возможности водителя управлять им (резкая смена направления или скорости движения ТС);
- отсутствие номерного знака на ТС или талона о прохождении государственного технического осмотра;
- наличие признаков, которые свидетельствуют о технической неисправности ТС;
- неопрятный внешний вид, скрытые номерные знаки;
- наличие данных, которые свидетельствуют о причастности ТС, водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
- пребывание ТС в розыске, а также при наличии данных об использовании ТС в противоправных целях;
- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, админнарушения, преступления, свидетелями которого они могли быть;
- необходимость привлечения водителя ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции, или как свидетеля при оформлении административных материалов;
- проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления ТС, а также документов на ТС или груз;
- исполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрете движения.
Есть желающие поспорить с ГАИшниками?
Хочется посоветовать водителям: не бойтесь вступать в дискуссию и требовать от гаишника выполнения всех норм законодательства, если, конечно, вы уверены, что сами соблюдали ПДД.
Итак, взмах жезла, и вас останавливает сотрудник ГАИ.
Бесспорно, подчиниться сигналу об остановке водитель обязан. Возможно, его останавливают не для оформления нарушения, а с другой целью, например, указать на неисправность транспортного средства (спущенное колесо и т.п.) или предупредить, что впереди дорога закрыта для движения.
Обратимся к «Правилам дорожного движения».
Согласно подпункту «в» п. 2.14 ПДД водитель имеет право «знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом,.. а также его фамилию и должность».
П.2.1 ПДД лишь обязывает водителя иметь при себе перечисленные в этом пункте документы (удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прилагаемый к удостоверению талон; регистрационный документ на транспортное средство; полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и т.д.). В п. 2.4 указано, что эти документы должны предъявляться работнику милиции для проверки, но не оговорено, что это должно происходить в любом случае по прихоти инспектора. Проверка документов (и не только у водителей) регулируется Законом Украины «О милиции», который предусматривает, что сотрудник милиции может проверить документы у гражданина не по своей прихоти, а только в строго конкретном случае — при подозрении в совершении правонарушения (любого).
Водитель, задав вопрос: «Почему меня остановили?!» и, получив обычный ответ сотрудника ГАИ: «Проверка документов!», может аргументировано возразить, что сама по себе такая проверка не является основанием для остановки (задержания), если водителем не совершено правонарушение, более того, при таких обстоятельствах она вообще не может проводиться.
Да, вы потратите больше времени, чем если бы вы молча передали документы для проверки. Но от такой нашей лояльности и начинаются все беды.
Заверяем вас, что сотрудники ГАИ – прекрасные психологи и, увидев, что перед ними стоит не дрожащий и не знающий своих прав и обязанностей работников Госавтоинспекции водитель, а уверенный и знающий свои права человек, в следующий раз не остановят вас без причины. Да и желание «развести» в миг пропадет.
Мы не призываем к предвзятому отношению к гаишникам, они исполняют свои должностные обязанности, но, требуя соблюдения правил ПДД и законов, сотрудники ГАИ в первую очередь сами должны их соблюдать.
Что говорят в Стахановском ОГАИ?
На наши вопросы ответил старший инспектор дознания ОГАИ г. Стаханова Александр Дмитриевич ЗЮБИН.
– Стало ли безопаснее на дорогах после увеличения штрафов за нарушение ПДД?
– На дорогах г. Стаханова стало безопаснее, это подтверждают и статистические данные. Количество ДТП значительно уменьшилось. Сравните сами.
Период | Кол-во ДТП | Из них с пострадавшими участниками | Смертельно травмированы, чел. | Получили травмы разл. степени тяжести, чел. |
---|---|---|---|---|
3 мес. 2008 г. | 55 | 15 | 1 | 17 |
3 мес. 2009 г. | 24 | 10 | 2 | 10 |
– За что чаще всего штрафуют водителей?
– За наиболее грубые нарушения ПДД, которые являются основной причиной создания аварийных ситуаций и совершения ДТП на дорогах: вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; нарушение правил обгона, правил проезда перекрестков; проезд на запрещающий сигнал светофора; проезд пешеходных переходов; нарушение правил остановки, стоянки.
– Что Вы скажете по поводу недовольства большинства водителей усилением контроля за состоянием ситуации на дорогах, увеличением размера штрафов?
– Конечно, водители недовольны, потому что размер штрафов возрос, а они по привычке нарушают. Но участники дорожного движения, как водители, так и пешеходы, становятся более внимательными. Необходимо пересмотреть отношение в целом к режиму движения на дорогах и каждому водителю нужно начинать с себя, следить за своей культурой вождения, за состоянием транспортного средства. Тогда многие вопросы отпадут, как ненужные, в том числе и штрафы. Действия водителей должны быть направлены не на то, чтобы избежать ответственности за нарушения, а на их профилактику и предотвращение.
Антон ПАПИРНЫЙ
Обязательна ли «автогражданка»?
Вопрос читателя: «Недавно я был оштрафован за то, что при проверке документов сотрудником ГАИ у меня не оказалось полиса страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Действительно ли этот вид страхования является обязательным?»
Отвечает старший инспектор дознания ОГАИ г. Стаханова Александр Дмитриевич ЗЮБИН:
– Закон Украины «Про обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» вступил в силу 1 января 2005 г. Этот вид страхования, называемый в народе «автогражданка», обязательный, он направлен на обеспечение компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц – пострадавших вследствие эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины. Страхуется не автомобиль, а ответственность его владельца (водителя) за ущерб, который он может причинить другим участникам дорожного движения – третьим лицам – вследствие ДТП.
Обязаны страховать ответственность владельцы следующих категорий транспортных средств: легковые автомобили и прицепы к ним, автобусы, грузовые автомобили и прицепы к ним, мотоциклы и мотороллеры. Освобождаются от страхование гражданско-правовой ответственности участники боевых действий, инвалиды I группы, инвалиды войны – при условии управления собственным транспортным средством; а также лица, которые управляют транспортным средством, принадлежащим инвалиду I группы в его присутствии.
Водитель обязан иметь при себе полис страхования гражданско-правовой ответственности и предъявлять его работникам Госавтоинспекции. Лица, которые освобождены от этого вида страхования должны иметь при себе соответствующие удостоверения. За отсутствие страхового полиса у водителя автомобиля при управлении транспортным средством предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 425 до 850 грн. Штраф значительный, а страховка будет стоить в пределах 110-130 грн., поэтому нужно застраховаться и больше не вспоминать об этом вопросе.
0 коммент.
Отправить комментарий