Bookmark and Share Мой опыт отлучения ребёнка от груди

Автор: Irina | суббота, января 05, 2008 | , , | 2 коммент. »

Первую заметку хочу посвятить отлучению ребёнка от груди. Я пережила это событие в октябре 2007 года. Ход событий в вашем случае может быть совсем другим, потому что каждый ребёнок индивидуален, у него свой темп развития.

Ну а теперь по порядку как было дело. Я вполне благополучно кормила грудью сына до 2 лет, справилась и с лактационными кризами, и с введением прикорма (с 6 месяцев). Мне было известно, что выработка молока грудными железами идёт на убыль через 1,5-2 года с начала лактации.

Действительно, после 2 лет молока прибывало меньше, грудь уменьшилась и стала мягче. В этот период я снизила калорийность своего рациона и объём пищи, так как хотела похудеть. Питьевой режим оставался до 2,5 л в день. Я похудела на 13 кг, но тем не менее лактация не уменьшилась на столько, чтоб можно было отлучить ребёнка от груди. Малыш всегда просил грудь часто в течении дня — после еды, перед дневным и ночным сном, для утешения и когда болели прорезающиеся зубы. Ночные пробуждения с последующими прикладываниями к груди это вообще тема для отдельной заметки.

После двух лет грудное вскармливание стало для меня настоящей проблемой. Я читала, что ребёнок начнёт чаще просить грудь, почувствовав, что "молочные реки" оскудевают. Но энтузиазм Женечки превзошёл мои ожидания. После 2 лет у сына продолжали прорезываться зубы — сразу несколько, он отказался от обезболивающего геля и снимал боль и стресс с помощью моей груди. Он стал требовать грудь, каждый раз, когда я садилась. Сосал долго, оставляя следы от зубов. Моя грудь стала болезненно чувствительной. Я поняла, что не смогу кормить ребенка грудью до трёх лет, как планировала и решила применить постепенное отлучение от груди, учитывая рекомендации специалистов по грудному вскармливанию.

Особенно помог журнал «Твой малыш», который я выписывала. Например, по тесту я смогла проверить готовность моего сына к отлучению.


Приведу этот тест «Готовы ли вы к прекращению грудного вскармливания» (Твой малыш, май 2007, с. 33).

  1. Кроха научился играть с другими детками, забывая на время о маме?
  2. Малютка любит играть роль мамы: заботится о тебе, папе, куклах?
  3. Твой малыш обрёл первые навыки самостоятельности?
  4. Свободно ли кроха «осваивает новые территории» и воспринимает чужих?
  5. Ребёнок способен выразить свои эмоции и адресовать их мамочке?
Даже при одном «нет» с отлучением рекомендовалось повременить. Я на все вопросы ответила твёрдое «да». Выбрала подходящее время года— осень. Дождалась паузы между прорезываниями зубов. Стала меньше употреблять жидкости, животных белков, чтобы снизить выработку молока. Пыталась снизить количество прикладываний в течение суток (это было самым трудным). Муж пробовал укладывать малыша спать. Вела с Женечкой беседы о том, что молочка у мамы стало мало, что скоро мой сынок перестанет сосать грудь и будет кушать только обычную еду, как детки в садике и т. п.

Я старалась быть последовательной и терпеливой, но реакция малыша, указывала на то, что процесс затянется. Всё обдумав, однажды вечером перед сном я ласково, но решительно поговорила со своим сынишкой. Можно сказать, дала ему психологическую установку: «Сынок, молока у мамы совсем мало, грудь болит. Маму нужно пожалеть и не просить сисю. Не обижайся. Я тебя очень люблю, больше всех на свете, но грудь я тебе больше не дам. С завтрашнего утра будешь кушать только с тарелочки».

Добрый заботливый малыш меня пожалел, обнял и, ворочаясь и вздыхая, впервые заснул без прикладывания. Ночью не просил грудь. Мой мужественный сын продержался пару дней и ночей. Засыпал со сказками, прижимаясь и обнимая меня. Я отвлекала его как могла от темы кормления грудью. Потом наступил кризис — пытался под утро присасываться, выручало то, что я спала в бюстгальтере. Просил грудь у бабушек и у папы. Потом сказал мне, что, если молочка нет — пусть сися даёт ему супчик и сок. Я плакала (не при ребёнке) и чувствовала себя предательницей. Но мы с Женечкой пережили этот нелёгкий период. Я наконец смогла ночью высыпаться, а у Жени значительно улучшился аппетит.

Лактация — мощная функция женского организма, прекратить её оказалось не так просто. Круглосуточно я носила удобный бюстгальтер, несколько дней сцеживала грудь не полностью до комфортного ощущения, затем перестала это делать. Через какой-то период грудь стала болеть, появились уплотнения. Пришлось сцедить, облегчение после этого было кратковременным. Помогли мне 3 компресса из капустных листьев, поцарапанных ножом и смазанных мёдом. Компрессы делала через день, пила чай из ромашки, шалфея.


В заключении отмечу, что мне, к сожалению, не удалось обеспечить своему малышу идеальное психологически щадящее отлучение от груди. Хочу также предостеречь вас, мамы, от использования психологически травмирующих ребёнка приёмов отлучения, а именно:
  • смазывание сосков горчицей и т. п.;
  • ваша разлука с малышом на несколько дней;
  • прятание на груди и последующая демонстрация предметов, вызывающих у ребёнка страх.
Чтобы снизить вероятность кишечной инфекции и заболеваний органов дыхания, лучше отлучать ребёнка от груди поздней весной или в начале осени. Не следует лишать малыша грудного молока в период болезни, выздоровления, стрессовых ситуаций.

Анонс. В следующей заметке я расскажу о питании кормящей матери и влиянии кормления грудью на её здоровье, как грудное вскармливание может помочь вам набрать вес и как этого избежать.

Жду ваших комментариев, замечаний, вопросов.

2 коммент.

  1. Анонимный // 19 февраля 2008 г. в 19:19  

    Большое спасибо! Читала статью с улыбкой, сравнивая и находя очень много схожего со своей ситуацией. Убедилась, что все делаю правильно. Детеночка, конечно, очень жалко, но бессонные ночи не дают возможности качественно общаться с ребеночком в остальное время суток. С уплотнением попробую бороться капустой, надеюсь, поможет. Светлана...

  2. Irina // 19 февраля 2008 г. в 20:08  

    Света, так вы сейчас в процессе отлучения? Я Вам сочувствую и малышу тоже. Следите за грудью, при больших уплотнениях обратитесь к гинекологу. Обратите внимание на заметку "Адаптационный период после отлучения от груди". У Вас всё получится!